Blog

Сергей Гордон о фене или «словесно-кодовом сленге преступного мира»

Вчера в «Руси Сидящей» заговорили о «фене»(сословно-кодовом сленге преступного мира). Говорили про заимствования. Вспомнили тюркизмы:

— «кильдым» — схрон

— «баланда» — горячая жидкая пища.

Цыганское вот еще:

— «лавэ» — деньги

Вот и все… Все остальные «словеса»- чистые идишизмы, хотя и славянских корней предостаточно… Ну, все вспомнили «шмон», «халяву», «ксиву», произведенную от искаженного идишем ивритского «хтива»- писанина, значит… А потом как-то переключились на то, что грядущий год пройдет под знаком петуха… Ребята общались сплошь бывалые, понятие «петух лагерный» для них не пустые слова, а сломанные судьбы людей из самой забитой и измученной тюремной касты, отвратную жизнь которых не может не заметить взгляд человека, даже ненадолго попавшего «за забор». И не сексуальное принуждение для этих бедолаг самое страшное. Его, к слову сказать, сейчас не так много, как во времена Софьи Власьевны, а превратить «обиженного» в «петуха» с июня 1992 года «по понятиям» нельзя. Ужас бытия их в ежедневном грязном и тяжелом труде, от которого они «откосить» уже не могут, в постоянных побоях и оскорблениях, которым подвергают их и «мужики» и «блатные», в бесправии и безысходности. И задался сам собой вопрос:» А с чем связанны эти бедолаги с весьма гетеросексуальной птицей?»

И правда. Во Франции Галльский Петух — символ неукротимого духа нации. В Пуэрто-Рико, Тайланде, Испании, везде, где в традиции сохранены петушиные бои, петух считается олицетворением маскулиности и мужского достоинства. В Иране петух — хозяин гарема и хватает его на всех » одалисок».

В иврите есть два разных обозначения петуха:»эфроах»- это муж кур и папа цыплят, из него еще суп варят. И еще есть «торнеголь». Это тот, по чьему крику понятно, когда ночью «Шма Исроэль» читать. Это та птица, что уступает свои лапы демонам и может разогнать нечистые силы своей песней… Петушков часто изображали на надгробных плитах хасидских цадиков и т.д.

Тут, как всегда, есть несколько мнений. Но одна версия совсем правдоподобна. Не обошлось опять без идиша, языка ашкеназских евреев конца девятнадцатого века. Слово это звучит «питуах», искаженное ивритское «патуах»- » раскрытый» или » распечатанный». И ведь ни в одном славянском языке птица эта так не называется… Везде или «певень» или «когут»… И только с языком Пушкина и Толстого такая «засада».

В наследство от ГУЛАГа СССР получил огромную империю ИТУ и ВТК. И было в ней все: воры и роги (актив), малолетки и лепилы, коблы и ковырялки. Есть «петухи» и «обиженные». Вот о них и поговорим.

Жизнь этих двух самых презренных каст хорошо описана у Игоря Губермана в его «Прогулках вокруг барака». В отличие от историй про «скокарей», налетчиков и общаковые клады, которые Игорь Миронович описывает с буссенаровской лихостью, его же очерки о бытии этих несчастных людей обжигают своей правдоподобностью.

Еще бы отметил одного автора. Незаслуженно забытого «автора одного романа» Валерия Габышева. Книга называется «Одлян или Воздух Свободы». Это произведение тем интересно, что описывает быт колонии для малолеток. Именно там. На Урале. На малолетке. Жизнь «пинчей», а на Урале это слово обьединяет обе подкасты лагерного дна, особенно невыносима.

Итак, вкратце:

Отметаем две первые касты: бродяги (блатные, шерсть, ворье) и мужики (парни). В последних есть две подкасты: работяги (пыль лагерная) и актив (нарядчики, дневальные, «козы» всех мастей и т.д.

Остаются в чистом виде:

Обиженные (пинчи нераспечатанные). Это те несчастные, которые за какие-то провинности или в результате пагубных привычек и малодушия переведены решением блатных в низшую касту, но в силу каких-то условий сохранили сексуальную независимость.

Педерасты (пидары, петухи, пинчи распечатанные). Это те, кому совсем не повезло.

А вот теперь будет собственно рассказ. Дело в том, что до «судьбоносного толковища» 1992 года бедолагам из предпоследней касты почти никогда не удавалось сохранить свое агрегатное состояние до конца срока. Сексуальное рабство для них было вопросом времени.
Лагерное начальство советской школы это вполне устраивало. Блатные правят. Козы контролируют ситуацию и помогают начальству. Мужики обеспечивают перепроизводство плана, участвуют в самодеятельности, сидят, короче. А обиженные, кроме своей злосчастной обязанности, еще и выполняют самые гадкие работы, а это:

— все операции с отходами в столовой;

— все манипуляции с фекалиями и уриной в отхожих местах;

— копание «запретки», запретной зоны по периметру лагеря.

И так бы оно и дальше катилось и продолжалось, но вот незадача — наступил злосчастный 1989 год, и изо все щелей полезло то, что так усердно скрывалось и замалчивалось все эти годы. Загадочный Карабах-Барабах. Выселенные народы Кавказа и Крыма, миллионные жертвы сталинских репрессий и т.д.. Появились первые провокационные издания, да и в старых начали писать о странных вещах. Я не всех «грозных буревестников» гласности помню, но те, кто про тюрьму и волю писал, не забыл. Если чернокожие узники плантаций Нового Света долгое время чтили память Маргарет Бичер Стоу, автора «Хижины дяди Тома», которая привлекла на сторону абалюционистов миллионы белых американцев, то «обиженные» наших дней должны хотя бы помнить имена своих заступников. Материалы Зуфара Гареева и Вячеслава Маера гуляли по страницам»Спид Инфо» и «МК», «Аргументов и Фактов» и «Совершенно Секретно»… Ее Величество Гласность спасла достоинство тысяч и тысяч З/К на всей территории СНГ.

Получилось же это очень просто. Система ИТУ и ВТК была и есть совершенно вертикальной. Дана была команда сверху: «Разобраться и навести порядок». И вот на одной шестой части суши в колониях и тюрьмах начались «оперативные мероприятия». Ведь больше всего «менты» на местах боялись потерять свои теплые и насиженные кресла. С 1989 по 1992 в оперчастях огромной страны забили насмерть несколько десятков воров и смотрящих, выносивших приговоры об изнасилованиях провинившихся, ну и около сотни исполнителей этих приговоров. Результат не заставил себя ждать. В июне 1992 года, по легенде в Твери, был «сход» именитых «воров в законе» (а они тогда многое решали в МЛС от Тихого Океана до Калининграда). Кроме основных вопросов «сходки-правилки», а именно:

— Кто ссучился, а кто сдержал масть

— Чье мнение важнее — пиковых воров или старой формации

— Как назначать положенцев и короновать воров в условиях новых границ

Был поднят вопрос о «ментовском беспределе» на петушиной теме. Решение приняли быстро и единогласно: «С этого дня через х-й наказания нет»

Автор: Сергей Гордон